Single Web Profile

Предыдущий пост про CDI на самом деле подготавливал почву к похожей теме из другой области.

В корпоративном секторе упомянутые подходы давно опробованы, и есть куча внедрений, ну правда в Россию это пришло сравнительно недавно, но западный опыт довольно обширный. Так вот, хочу поразмышлять по поводу приложения этих методик в web приложения. Как я уже описал, это применимо для социальных сетей и вообще сайтов содержащих большой объем пользовательской информации. В последнее время это становится очень даже популярным, появляются различные инициативы по интеграции сервисов друг с другом, по передачи пользовательской информации. Упомянул я и протоколы, которыми кто то уже начал пользоваться, а кто-то присматривается.

Первый этап, «с основой на CRM», в данном случае выражает наличие монстров типа Одноклассники и ВКонтакте. Так как помимо них есть куча мелких сетей, то и виртуальные модели тоже появляются. Из российских это нашумевший в определенных кругах bestpersons. С некоторыми косяками, но он первопроходец, ему положено первому наступать на все эти грабли, и пока даже можно простить тот самый косяк. Ну а дальше все идет к тому что мы переключимся на центр персональных данных, не привязанных к определенному сайту. Будет некие информационные хабы, может их предоставят и упомянутые социальные сети.

Есть даже мнение, которое я поддерживаю, что вся эта взаимная интеграция сайтов есть немаловажная часть будущего web 3.0, возможно даже самая главная часть.

Идея что для web'а что для enterprise одинакова, но в случае бизнеса уже множество раз опробованная, а в web лишь только зарождается. В случае социальных сетей нет такого желания объединиться, по крайней мере со стороны сервисов, это удобно лишь конечному пользователю. Крупные социальные сети пока считают что тем самым они могут потерять своих пользователей, и судя по всему они слишком жадные до данных, скорее всего они будут сильно сопротивляться этим инновациям, пока окончательно не умрут. Те же одноклассники сейчас ценятся лишь огромной базой пользователей, а не теми услугами которые они предоставляют для них. Ну на самом деле, разместить фото и отписать «как дела?» можно и без них, но показывать это фото обычно некому, нужно в начале найти этого человека 🙂 И ведь ничего суперсовременного тут нет, нужна лишь база по которой можно найти своих одноклассников, а дальше уже мелочи.

Пользователю же подобный хаб дает большие возможности. Как минимум имея единый профайл, содержащий всю нужную и, что очень важно, всегда актуальную информацию о себе, о связях с другими людьми, к тому же сгруппированную по типам (друзья, деловые знакомые и пр.) а также медиаданные, такие как фото, видео и тесты, можно использовать внешние сервисы именно как индивидуальные услуги. Предоставляя каждому сервису определенный срез своих данных. На одном сервисе напишет другу как дела и покажет фотку «у машины» или «на курорте», на другом сервисе красивое «фото для души» и «я купил мыльницу с макросьемкой», а на третьем серию фоток с очередного праздника. Идея думаю понятна. Технически это конечно не обязательно будет именно физически единый центр/сайт/сервис. Опыт CDI показывает что наиболее вероятно распределенное хранение, как несколько связанных БД, т.е. распределенная работа с данными, но единая точка связи всех данных.

Закончим с философией и мечтами о светлом будущем, в данном случае растекаться мыслью по древу можно очень и очень долго. Основная мысль которую я хотел донести это то что идея единого центра пользовательских данных во-первых не нова, во-вторых опробована и есть свои методики, в-третьих что еще много что можно сделать, и самое главное, еще больше от этого получить, и в-четвертых: сейчас будет волна подобных разработок 🙂 А сейчас не паханое поле для всевозможных стартапов, мэшапов и прочих мейкапов.

  • http:// Владимир Белавин

    Здравствуйте!

    На протяжении двух с половиной лет разрабатываю и внедряю настоящую систему CDI в одной очень крупной российской компании.

    Если есть интерес, готов пообщаться по email, рассказать о реалиях и суровых буднях, так сказать 🙂