Поисковая ниша

Пообщался на днях, в очередной раз, с человеком пишушим свой поисковик, убийцу яндекса и гугла вместе взятых 🙂 Я попытался донести что рынок поиска, в текущем виде, занят, по крайней мере от посягательства со стороны небольших команд. Есть Гугл как основной гигант, есть куча игроков рядом с ним поменьше, и есть несколько тысяч совсем незаметных поисковиков, вертикальных, узкоспециализированных, экспериментальных и пр. Даже мелочь, конечно, имеет своих посетителей, но все равно тут делать нечего, лишь гиганты могут методично вычищать свои алгоритмы, нанося небольшие, малозаметные штрихи в общей картины. Время больших мазков давно прошли. И занять тут значительную долю не получится, даже вкладывая миллиарды в маркетинг, в Bing я слабо верю. Это никому не нужно, даже пользователям, как ни странно это звучит.

Единственный заметный результат дает «структуризация веба», а точнее структурированный и полноценный ответ на его основе. В идеале как у Вольфрама. Вольфраму более менее удалось лишь потому что они выбрали очень специфичную, узкую, и изначально структурируюмую область, в которой, к тому же, они давно сидели. Конечно же продвижения есть и остальных, и у Гугла, и у Яндекса, и особенно мне нравится как это получается у Нигмы. При этом охватить сразу всё, дать ответ на любой вопрос, им слишком трудоемко, на приборах почти не заметно, а ROI совсем плохой.

Но вот что-то мне подсказывает что есть таки еще неохваченный сегмент. А именно мобильный поиск. Только это уже не поиск, в этом случае это совсем не поиск, и даже не ответ на вопрос, а именно помощник. Мобильнику не нужен список ссылок, ему нужен конкретный ответ, сразу, в двух словах, обрезанный от всего не нужного в данном конкретном вопросе, с возможностью уточнения и взаимодействия в его контексте. Пока с этим справляется гео-поиск, это то что лежит на поверхности. Спроси у мобильного Google Maps название ресторана, и он тут же покажет где ты и где этот ресторан, покажет адрес и номер телефона, по которому тут же можно позвонить. Это вам не список ссылок о ресторане, не ссылка на офсайт ресторана, это не абстрактный ответ, а именно помощь которую ожидает пользователь.

Но на самом деле дело ведь не только в поиске места, и не только в учете геоположения клиента. Это, как я уже сказал, на поверхности, это верхушка айсберга. А вот другого сейчас ничего и нет, все ограничивается лишь поиском адреса. Все кроме этого спрашивай через поисковик, переходи по ссылкам и ищи ответ сам, на своем маленьком экране.

А мобильный интернет тем временем ускоряется день ото дня, количество мобильных пользователей растет с огромной скоростью, и браузеры в них становятся вполне себе функциональные, спасибо майкрософту что не смог уничтожить и эту область своим Internet Explorer'ом.

Так вот, если вы желаете создать нового убийцу гугла, то обратите внимание на эту нишу. Нормального поисковика-помощника для мобильных устройств нет. Еще раз подчеркиваю что это не должен быть поиск, вообще забудьте это слово. Это именно помощник, который если что-то говорит, то лишь по делу. И общение с ним это не статический выхлоп на ваш запрос, это именно интерактивное взаимодействие. Как это должно выглядеть я сейчас не скажу, но пищу для ума я дал. Я не думаю что это проще чем сделать чем обычный поиск, скорее наборот, но есть подозрение что эффект от тех же трудозатрат будет гораздо больший (еще бы решить вопрос с монетизацией этого).

Если что-то и делается в этом направлении, то гонка сейчас лишь начинается, и лидер определится не скоро. Да, конечно, гуглы, яндексы и прочие яхи работают в этом направлении, но им мешают их текущие рамки, в которых они привыкли работать. Гугл, правда, может сделать что-то «такое», он неоднократно доказывал что способен выходить за границы и нарушать общепринятые взгляды, ну и, к тому же, он по деньгам это может себе позволить, без проблем. Но все равно не факт что он и тут подомнет весь рынок.

  • http:// Oleg Avdeev

    Рынок-то занят, но при наличии какой-нибудь оригинальной технологии в этой области, можно надеяться на то что тебя купят большие дядьки. См. тот же Powerset, купленый полтора года назад майкрософтом за довольно дофига денег.

  • http://artamonov.ru splix

    Ну у майкрософта выбора особо не было, поэтому и купили. Правильно сделали. И авторы денег подняли. Правда нишу не заняли до сих пор. В общем все равно я не верю в получившийся Bing 🙂

    А то что я написал это и есть собственно оригинальная технология, еще одна.

  • http:// crystalbit

    Если выводить результат поиска как единое целое, выбирать что-то одно из выдачи, то тут должен быть достаточно очеловеченный алгоритм, роботу еще отличить нужное от ненужного надо, тем более, что некоторые индивиды несомненно будут продвигать свои левые страницы под какой-либо запрос.

    Когда я ввожу что-нибудь в обычный поисковик и на первой строчке вижу страницу, которая полезной информации не содержит, а лишь создана для продвижения по этому запросу, я могу выбрать вторую или другую страницу. В этом мне кажется основная проблема «убийцы гугла»

  • http:// Andrey

    Интересная статья. Полностью подтверждаю предположение автора о том, что есть ниша для поисковиков, которые умеют давать информацию, а не ссылки на страницы с ключевыми словами. Этой нишей мы занялись еще в 2000 году, создали технологию вопросно-ответного поиска. Сейчас она представлена в иде работающего прототипа вопросно-ответной поисковой системы на сайте www.asknet.ru. Можете задавать вопросы, и если ответ по лингвистическим критериям (по смыслу) имеется в Интернете, то Вам будет выдано слово ответа, а не только ссылки на страницы. Например, спросите «Когда родился Есенин» получите ответ — «В селе Константиново Рязанской губернии». Так что, если есть интерес, присоединяйтесь к нашему проекту.

  • http:// mydmitry

    Забавно но на вопросы:

    1.Когда родился Есенин?

    2.Зачем родился Есенин?

    Отвечает примерно одинаково «... 3 октября 1895 года ...» но идея классная. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО КЛАССНАЯ мне очень понравилось.

    Конечно на второй вопрос сложно ответить просто было интересно как поступит машина.