Работа, деньги и мотивация

Встретил эксперимент по поводу мотивации и ее связи с оплатой труда, который мне показался адекватным и заслуживающим внимания. Точнее это была пара эксперементов, на тему «сизифова труда». Студентам предлагали простую работу: собрать робота из Lego, или найти в тексте определенные сочетания. За каждый результат платили, но при этом они работали в разных условиях. В одном случае их работа уничтожалась тут же, на глазах. Робота разбирали через секунды после того как студент его собрал (т.к. нужны были детали следующему студенту), а обработанный текст отправляли в уничтожитель бумаги, не читая.

С другимим студентами так не издевались, собранный ими робот оставался на столе собранным до окончания эксперимента, а результат обработки текста смотрели, требовали указать фамилию и откладывали отдельно.

Но, подчеркиваю, оплата была одинаковая, за единицу изделия, и в случае когда результат уничтожали на глазах и в случае когда он оставался целым. При этом студент мог работать сколько угодно, и в любой момент мог прекратить.

Казалось бы сиди работай, раз платят, какая тебе разница используется результат твоей работы или нет? Тем более студенту? Деньги же ну очень нужны. Оказалось все сложнее, деньги нас, конечно, мотивируют, но этого не достаточно, нужно больше. Если твоя работа никому не нужна то мотивация падает, человек перестает работать. Даже если ему платят все также.

Те кто работал в условиях когда результат был бесполезен и тут же уничтожался, они соглашались работать меньше, отказываясь от работы гораздо раньше. В условиях Сизифова труда студенты сделали на 30% меньше. Что еще интересней, примерно те же цифры получаились и в случае если не уничтожать результат работы, а просто не обращали внимания, показавая что результат не особо важен.

Если интересно то об этом можно прочитать в книге «A Taste of Irrationality» Дэна Ариэли, она бесплатная, для iBooks и Kindle. Ну и, на самом деле, это лишь пара статей из других книг того же автора.

  • http:// Денис Баженов

    В этом же ключе советую посмотреть спич Daniel Pink'а, автора книги Drive.

  • http:// splix

    Видимо имелся ввиду http://www.youtube.com/watch?v=u6XAPnuFjJc?

    Да, спасибо, я его видел. Но тот пример мне не понравился, хотя визуализация, конечно, отличная. Вот этот пример, из книги, показался более объективным.