Как я делал приложения для ВКонтакте

Чуть больше года назад я попробовал сделать пару-тройку приложений для ВКонтакте. Ради эксперимента, понять что это и как можно использовать. Ну и приложения были самые простые:

  1. Голосование по фоткам друзей. Что-то среднее между Facemash и Cubeduel. Т.е. тебе показывается 2 фотки (друзей, другого пола), выбираешь кто больше нравится. А дальше приложение строит несколько рейтингов:
    • По твоим голосам
    • Суммируя с голосами твоих друзей, т.е. в рейтинги только те кто и у тебя в друзьях. Если Маша и Даша есть в друзьях у твоего друга, то добавятся и его голоса.
    • Общий рейтинг
  2. Анонимные вопросы друзям, т.е. Formspring для вконтакта. Тут все стандартно: у пользователя есть стена вопросов от гостей, он на них ответчает. Вопросы и ответы видно всем.

Вроде ничего серьезного, сделать очень просто, именно таких приложений не было, и уже они доказали свою модель (немного в другом виде, правда). Как раз. Впоследствии, правда, я нашел несколько похожих приложения, но они были настолько криво сделаны, имели настолько аляповатый и ярко-детский дизайн, и вообще были не совсем об этом, что за конкурентов не считал.

Реклама, конечно, двигатель, но приложение должно расти и без рекламы, тем более что мы в социальной сети. Пусть люди как-то втягиваются, приглашают друзей, что-то шарят на стену, заходят почаще. Для этого я делал следующее. Для голосовалки:

  • Писать другу/подруге на стену о том что «я за тебя проголосовал» и «ты самая красивая» (только когда она на самом деле в тройке лидеров). Писать естественно только по желанию самого пользователя
  • Мотивировал на приглашение друзей, чтобы увидеть сводный рейтинг

И для вопросов:

  • Имел базу универсальных вопросов, общих, и для мальчика/девочки. От простых типа «твой любимый фильм» до чего-то более филосовского
  • При первом входе можно было поотвечать на эти вопросы, сразу оживив свою стену вопросов
  • При посещении страницы друга выдавались примеры вопросы, из той же базы, можно было одним кликом задать вопрос, не придумывая свой
  • Если друг зарегистрирован в приложении то ему приходило сообщение о новом вопросе
  • Вопросы можно лайкать, и размещать на вконтактовой стене друга, зазывая его в приложение для ответа (но это уже получалось не совсем анонимно). Ну и свои ответы к себе на стену можно было вешать
  • Каждому новому пользователю задавалась серия вопросов, один сразу, и потом по одному раз в несколько часов. Как бы от друзей (вопросы то анонимные)

В результате рост трафика даже какой-то был, на пару процентов в месяц. Но суммарные цифры были настолько малы, что «пару процентов» вполне себе погрешность 🙂 Хорошо что всегда положительная 🙂

Возникшие проблемы:

  • API какой-то странный, так много я никогда не матерился и не плевался. Сразу видно что делал PHP-шник. Ну и вообще на уровне курсовой работы, хотя вполне хорошей курсовой работы. Жалко что у автора не было стадии анализа зарубежных сервисов (где тоже куча косяков, даже в Facebook, можно было бы их избежать) и вообще похоже не было опыта делать API
  • Реклама жутко дорогая. Дешево можно купить только школьников, и ботов. Такое ощущение что остальных вконтакте или нет, или в рекламные сети они не ловятся. Первое врядли.
  • Какие то неадекватные требования к рекламе. Во-первых все эти требования писать в рекламе только «на Вы» (те не «задай вопрос», а «задайте вопрос». c'mon guys, выже не LinkedIn, у вас школьники, что за понты?). Писать все по правилам, ставить запятые и точки в конце, и пр. и пр. Я долго не мог пройти модерацию, оказалось из-за этой самой запятой, модератор при этом не сообщает причину по которой реклама не допущена. А во-вторых нельзя запускать много разной рекламы на одно приложение/группу. Т.е. нормально A/B тестирование не провести. Ну и в-третих сам интерфейс неудобный, и рассчитан на Opera, в остальных браузерах некоторые функции Но последнее это мелочи
  • С рекламой получалась еще одна проблема — по статистике было видно что человек кликал на рекламу, но в приложение так и не попадал. По идее он должен вначале попасть на landing страницу, где должен дать согласие на использование приложения. И еще дать доступ, если требуется, типа разрешения писать на стену друга, но я при этом вообще ничего не требовал, все разрешения запрашивались лишь по мере использования. В моем случае тут была просто страница с названием и иконкой приложения, дальше я никак не мог повлиять. Но при этом, по статистике, 70%-80% людей, пришедших с рекламы, не проходили эту страницу. Как так получалось я не понимаю. Поэтом тупо умножаем цену клика на 4, это и есть реальная стоимость пользователя.

В общем опыт неудачный. Как делать приложения, с технической стороны, я понял. Но как запускать их, и продвигать, так и осталось загадкой. Проблема наверное еще в том что Вконтакте, для меня как пользователя, это темный лес, у меня там нет друзей, и я не понимаю как и чем он живет, и тем более откуда там столько людей и что они делают (ну не все же развлекаются и пиратское видео смотрят?). Точнее так: я прекрасно знаю что там полстраны, самая популярная соц. сеть, я вижу что они иногда заходят, даже играют и выкладывают смешное видео или фоточки. Но не понимаю мотивы, почему именно так и пр. И непонимаю как всех этих людей поймать и притащить в мое приложение.

Выводы и наблюдения:

  • Если не знаешь Вконтакте, то и не надо туда лезть 🙂
  • Наступил наверное на все грабли 🙂
  • Надо было прорабатывать дизайн приложенией. Я взял одно из стандартных оформлений jQuery UI, которое с закосом под Flickr. Но судя по всем конкурентам это слишком официальный стиль, может и это отталкивало
  • Кстати, при первой попытке опубликовать приложение, модератор завернул его с объяснением «Приложение не соответствует уровню Вконтакте». Так, отсмеявшись, я узнал что всякую дрянь туда не опубликуешь, а существующие 90% приложений попали не иначе как через постель. Не спорю, мои приложения тот еще детсад, но «уровень вконтакте» это смешно
  • После запуска в личку начинают стучатся куча мутных личностей, с предложением дешевой накрутки счетчиков приложения и группы. Что-то в районе 300 руб за тысячу ботов. Или предлагающих услуги модератора/ ведущего группы, еще что-то. И куча желающих купить приложение, просто как id прошедший модерацию, сам код приложения им конечно не нужен. Видимо для спама и вирусов.
  • На продвижение нужно потратить деньги, вот так просто взлетает только в фильмах. 50-100 т.р. как минимум. А вот как их потом окупить не совсем понятно.
  • Пользователи появляются/пропадают какими-то волнами. При этом нет инструмента аналитики чтобы понять откуда и куда. Что внутри происходит можно понять через Google Analytics, используя custom events, но этого мало
  • Сложно найти не-школьников. Таргетинг на аудиторию «старше 21» работает плохо. Но возможно это проблемы моих объявлений. Зато вот школьников валом, они похоже и спят вконтакте
  • Пару похожих приложений, которых я и не считал за серьезные приложения, за год таки набрали по паре миллионов пользователей. Загадка.
  • Что-то серьезное запустить я бы не решился
  • Но нужно иметь ввиду что все меняется, иногда и в лучшую сторону. Я пишу о том что происходило год назад. Сейчас, я надеюсь, многие косяки API/рекламы исправили

PS Приложения, конечно, закрыл, т.к. вышли из бесплатной квоты Google Appegine.

  • http:// pilgr

    Тоже не понимаю вконтакте. А особенно, где там деньги. Впрочем деньги были бы, если бы там было больше платежеспособного «населения». Если ВК не помрет, то может лет через 5 пользователи подростут, у них появятся деньги и они начнут их тратить на приложения. Научились же тратить деньги пользователи айфонов. Путь только подрастут. Ведь многие ничего кроме ВК не знают, для них это точка выхода в интернет.

  • http:// Виталий

    Спасибо за статью))) Если честно игровые сервисы конечно же зарабатывают наамного больше и это вы правы) например весёлый фермер был раньше и сейчас в ТОП 20 они зарабатывают по несколько миллионов рублей в месяц так как их размещают на разных сервисах, Вконтакте, Одноклассниках, Facebook и так далее))) Например компания nekki запустила приложения вполне не плохие причём сначало они запускают приложение, вводят плату всё как положено и приложения не плохое, про паркур например(Vector) и потом по прошествии месяца накапливают 1млн человек и более. Далее они дабы не потерять аудиторию, и побудить людей покупать улучшения вводят новые режимы и игру онлайн, это очень умно согласитесь. Тем самым они зарабатывают миллионы. так же выпуская какое-либо улучшение я уверен, что они уже заранее продумывают над каким улучшением они будут работать далее))) И более глобально над каким приложением они будут работать дальше))) Жаль конечно в таких масштабах одному работать не возможно, но сделать одну качественную игру, возможно, хоть и сложноЮ дабы много знать одному надо)))